- Василий Великий
- святой, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви.
Родился около 329 года в Неокесар. местности, находившейся близ Кесарии, главного города Каппадокии, в Малой Азии. IV век, в котором протекала деятельность В. В., был самым замечательным моментом в истории христианской Церкви. Так, одна за другою появляются ереси арианство, апполинарианство, несторианство, евтихианство появляются, внося в христианскую Церковь смуту и религиозную неустойчивость, подрывая авторитет Церкви и веру в сердцах слабых. Самою опасною из ересей было арианство, которое не только отрицало учение о Божестве Христа, но и извращало драгоценный смысл и ценность этого учения. Первоначальное образование В. В. получил дома, под наблюдением отца, для продолжения его он был послан отцом в столицу Каппадокии, Кесарию. Из Кесарии В. отправился в Константинополь, а оттуда для завершения своего образования в Афины, которые в то время были центром культуры и просвещения, куда стекалась из Азии и Европы молодежь для слушания риторов и философов. Афины по справедливости могли быть названы древним университетом. Познакомившись с несколькими серьезными юношами, В. В. составил особый кружек молодежи, ищущей серьезной науки. Около 30 лет от роду В. В. принял крещение и отправился в Египет, Палестину и Месопотамию, для непосредственного ознакомления в этих странах с образом жизни в пустынных общинах. Пробыв некоторое время, он возвратился на родину с ясным решением уйти в уединение, поселился на берегу р. Ириса в пустынной местности и там написал многие свои "творения" и письма, там же изучал Оригена, там им была написана "Филокалия". Собственный опыт подвижнической жизни и наблюдение привели В. В. к заключению о неудовлетворительности существующих форм подвижничества отшельничества и общежития, но лишенную крайностей. В задачу его монастырей входила также широкая благотворительность и воспитание детей. Благодаря энергии двух Григориев (отца и сына) В. В. сделался архиепископом Кесарии. Он вел борьбу с арианством, за что подвергся преследованию и был сослан. В. В. составлена литургия, дошедшая до нас в трех списках. Написано много бесед, слов, монашеских и нравственных правил. Из его богословских трудов замечательны: Шестоднев девять бесед на 1 гл. кн.; беседы на псалмы 1, 7, 14 (две), 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61, 114 и 115. К догматическим сочинениям В. В. относятся: 1) Книга против Евномия, 2) О святом Духе, к Амфилохию Иконийскому. Скончался В. В. в 379 г. 1 января. Пам. его 1 янв. и 30 января.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.